1. Составление семантического ядра
Семантическое ядро (СЯ) – это база поисковых слов, словосочетаний и морфологических форм, наиболее точно характеризующих вид деятельности, товары и услуги, которые предлагает сайт.
Семантическое ядро – это основа работы каждого seo-специалиста, фундамент в успешном поисковом продвижении сайта. Без подбора ключевых слов цели не будут достигнуты, будь то продажа товаров или услуг, предложение и реализация инфопродуктов или просто монетизация для получения прибыли за счёт рекламы.
Следовательно, отнестись к процессу составления семантического ядра следует очень серьёзно, ведь от этого зависит судьба вашего проекта!
1.1. Факторы, учитываемые при составлении семантического ядра
Перечислим основные факторы, которые вам нужно будет учитывать при подборе ключевых слов для продвижения сайта:
Количество показов или частотность
По частоте и количеству показов все запросы можно поделить на высокочастотные, низкочастотные и среднечастотные.
Высокочастотные (ВЧ) – наиболее популярные поисковые фразы, которые часто ищут пользователи в сети Интернет. Частота такого запроса более 10 000 показов в месяц. Например, «ремонт квартир» – 484110 показов в месяц по данным Yandex.Wordstat. Ввиду большой востребованности продвижение по ВЧ считается наиболее финансово затратным, сложным и трудоёмким, при этом не всегда оправданным.
Среднечастотные (СЧ) – запросы, имеющие относительную популярность. Их нельзя отнести ни к ВЧ, ни к НЧ. Частота показов колеблется от 1 000 до 10 000 в месяц. Например, «ремонт квартир в Иркутске» – 1342 показа в месяц по данным Yandex.Wordstat. Использование таких слов является самым популярным и оптимальным методом SEO продвижения.
Низкочастотные (НЧ) – тип ключевых слов, который запрашивается реже всего. Частота менее 1 000. Например, «быстрый ремонт квартир» – 432 показа в месяц по данным Yandex.Wordstat. Несмотря на минимальную востребованность запроса, продвижение по НЧ достаточно эффективно.
Правильным шагом в начале раскрутки молодого сайта является наполнение интернет-ресурса контентом с низкочастотниками. Так вы сможете заслужить доверие поисковиков (получить траст), что поможет в дальнейшем продвижении.
Чистый спрос - количество показов запроса без словосочетаний, в которые он входит.
Например, в количество показов запроса «обогреватели» входят все прочие запросы с этим словом: «инфракрасные обогреватели», «газовые обогреватели» и т.п. Важно учесть частоту именно основного запроса без учета других запросов, т.е. чистый спрос без учета других запросов.
Количество показов без использования морфологических форм
Следует учитывать морфологию запроса (склонение, спряжение и прочее) – т.е. сколько людей ищет именно словосочетание «ремонт квартиры», а не «услуги по ремонту квартиры».
Наличие релевантных поисковым запросам страниц
Нужно не просто подбирать запросы, а подбирать так, чтобы ваш сайт был лучшим ответом на этот запрос. Т.е. если в интернет-магазине музыкальных инструментов фото гитар есть только в разделе каталог товаров, то не стоит использовать запрос «фото электрогитары» для его продвижения.
Конкурентность запроса
Чтобы определить, сколько денег потребуется для продвижения, необходимо оценивать конкуренцию по запросу, особенно, если ваш бюджет ограничен. По конкуренции запросы можно поделить на высококонкурентные, среднеконкурентные и низкоконкурентные.
Высококонкурентные запросы (ВК) – запросы, по которым в поисковой выдаче находится много оптимизированных под них сайтов. Например: «купить мультиварку». Продвижение по таким запросам будет дорогим.
Среднеконкурентные (СК) – запросы, характеризующиеся неплохим количеством трафика и средней конкуренцией. Продвижение такого запроса потребует меньших финансовых вложений, чем при раскрутке ВК. Например: «купить мультиварку в Минске».
Низкоконкурентные (НК) – ключевые запросы, не обладающие популярностью. Используя такой запрос, попасть в ТОП можно только за счёт внутренних факторов оптимизации. Например: «купить мультиварку редмонд в Минске».
Показатель отказов (количество посетителей, просмотревших не более одной страницы)
Если пользователи, попавшие на сайт по определенному запросу, будут быстро уходить с сайта (процент отказов будет больше 20%; посмотреть данный показатель можно в Яндекс.Метрике: Источники - Поисковые фразы - Отказы, %), возможно, ваш сайт не релевантен данному запросу и стоит еще поработать над сайтом.
Сезонность запроса
Сезонный запрос – это такой запрос, частотность которого приобретает популярность в определенное время года. Например, пик популярности ключевого слова «Новый год» будет приходиться на декабрь месяц. Если под такой запрос заблаговременно написать статью или включить его в контент вашего сайта, то возможно получить хороший трафик.
Геозависимость запроса
Геозависимый запрос – это запрос, по которому учитывается региональная привязка сайта. Например, запросы «доставка пиццы, заказ цветов» являются геозависимыми. И пользователи, вбивающие их в разных городах и регионах России, будут получать разные ответы.
Геонезависимый запрос – запрос, результаты выдачи по которому не зависят от местоположения пользователя. Например, при вводе запроса «скачать книгу» пользователи увидят одинаковую информацию вне зависимости от региона, в котором они находятся.
Существуют и иные факторы, которые необходимо учитывать при составлении семантического ядра.
1.2. Стратегия составления семантического ядра
Процесс создания семантического ядра можно разделить на несколько этапов.
Шаг 1. Составляем первичный список ключевых слов. Проанализируйте область применения вашего интернет-ресурса, спрогнозируйте и соберите в одно целое те слова и словосочетания, которые описывают деятельность, товары, услуги вашего сайта. Сделать это вы можете самостоятельно или совместно с друзьями и коллегами.
Эти фразы должны включать:
• Все варианты названия товара или услуги, синонимы и переводы,
• Сокращенные, ошибочные, сленговые, профессиональные названия товаров или услуг,
• Названия составных частей товара или услуг (например, строительные материалы – кирпич, цемент),
• Дополнительные слова, с помощью которых мы можем формировать надёжные запросы (например, «недорого, дешево, купить, продажа, доставка» и др.).
Кроме того, не забудьте о таких важных пунктах как:
• Анализ сайтов конкурентов – выбираете своих прямых конкурентов и просматриваете тексты их сайтов, выделяя и выписывая все слова, которые могут быть ключевыми.
• Анализ поисковой (контекстной) рекламы по вашей теме – определите, какие слова используют в рекламных объявлениях ваши конкуренты.
• Опрос потребителей – поговорите с вашими потенциальными клиентами, спросите, какие запросы они вводили бы, чтобы найти ваш продукт или услугу.
Проведя такое тщательное первичное исследование, вы получите вполне приличный список ключевых запросов. Однако у данного списка будет недостаток – он создан «из головы», и вы могли просто упустить из виду, не заметить или забыть некоторые важные запросы. Значит, пора переходить ко второму шагу.
Шаг 2. Расширение списка
Для расширения списка семантического ядра можно использовать бесплатные сервисы поисковых систем, а именно:
• Yandex.Wordstat. – сервис, предоставляющий информацию о том, сколько раз в месяц пользователи вводят тот или иной запрос в поисковую систему Яндекс, а также позволяющий отследить динамику спроса на него по месяцам.
• Планировщик ключевых слов от Google.Adwords. С его помощью вы сможете узнать прогноз показов определенного запроса.
Поочерёдно вводя каждое слово первичного списка в строку поиска любого из этих сервисов, вы получите расширенный список уточнённых и ассоциативных запросов.
Уточнённые запросы – те, которые включают слово из вашего первичного запроса. Например, введя слово «подарок», вы обнаружите 200 запросов с этим словом, которые на самом деле вводили пользователи за прошедший месяц: «купить подарок», «подарок своими руками», «подарок для мужчины» и т.д.
Ассоциативные запросы – те, которые пользователи вводили вместе с интересующим вас запросом. Например, пользователи, которые искали «подарок» вводили еще запросы: «сувениры», «необычные вещи», «настольные игры» и т.д. Они тоже могут быть Вам полезны.
Прогнав, таким образом, все слова из первичного списка через данные сервисы статистики, вы получите полный список запросов, который теперь предстоит «почистить».
В качестве платных сервисов, которые можно использовать для составления семантического ядра, можно выделить KeyCollector, SpyWords, SEMrush и др.
Выберите среди перечисленных инструментов тот, возможности которого больше всего отвечают вашим потребностям.
Шаг 3. Зачистка
Отсеиваем лишнее, т.е. неподходящие запросы, по которым вы не будете продвигаться.
В первую очередь, удаляем ключевые слова, не соответствующие направленности интернет-ресурса.
Во-вторых, вычёркиваем из списка «запросы-пустышки». К таковым стоит отнести запросы, составленные некорректно с точки зрения русского языка. А также запросы, имеющие низкую частоту показов в чистом виде.
Например, поисковая фраза «дома кирпичные». Согласно данным Yandex.Wordstat общий спрос по этому запросу составляет 85 267 показов в месяц (согласно приведённой нами классификации, он является высокочастотным). Проверим, так ли это на самом деле, с помощью оператора «!».
Ещё один вид «пустышек» – ВЧ запросы с низким чистым спросом и нетематическим шлейфом. В качестве примера возьмём слово «цветы» для продвижения коммерческого ресурса. Его общий запрос по всему миру составляет 12 966 901 показов в месяц.
Чтобы выяснить, является ли шлейф данного запроса тематичным, можно воспользоваться сервисом Yandex.Wordstat.
Теперь необходимо определить чистый запрос (без шлейфа). Для этого применим уже известный нам оператор «!».
В-третьих, исключаем из списка стоп-слова. В поисковом продвижении под ними понимают слова, не имеющие отношения к тематике сайта. Например, для продающего сайта – «бесплатно», «своими руками» и т.д.
Оставшиеся в вашем списке фразы должны иметь различную частоту показов.
Следуя данному плану, вы получите качественный список ключевых фраз, релевантных вашему сайту.
2. Распространённые ошибки при составлении семантического ядра
В этом разделе мы рассмотрим самые распространенные ошибки оптимизаторов при составлении семантического ядра.
Выбор нетематических запросов.
Владельцы сайтов стремятся вывести собственный ресурс в ТОП выдачи, используя запросы конкурентов, забывая о таком показателе, как тематичность – соответствие поисковых фраз контенту ресурса.
Например, ваша компания занимается продажей светодиодной продукции в розницу, а ваши конкуренты предлагают купить этот же товар, но оптом. Допустим следуя нашим инструкциям по составлению семантического ядра, вы выяснили, что самый результативный запрос в их семантическом ядре – «светодиодное оборудование оптом» и включили его в собственный список. Однако на вашем сайте такая услуга не представлена, поэтому продвигаться по данной фразе не имеет смысла. Этот процесс не принесет результата.
Использование нецелевых фраз.
Еще одной ошибкой, связанной с контентом ресурса, является выбор нецелевого запроса, то есть не соответствующего целям и задачам сайта. Например, добавление информационного запроса «светодиодные светильники фото» в семантическое ядро коммерческого сайта по продаже этого оборудования.
Даже если Вам удастся это сделать, посетители, приходящие на сайт пользователи, будут плохо конвертироваться в клиентов, так как их цель – найти информацию, а не заказать товары и услуги.
Включение в список семантического ядра для продвижения общих запросов.
Часто семантическое ядро состоит из общих фраз, плохо характеризующих сайт, или наоборот – слишком узких. К примеру, пользователь вводит запрос «полив черной розы». Ему нужна статья именно о «поливе черной розы», а не о «поливе цветов» или «поливе роз». Поэтому здесь нужно искать середину между точными и общими фразами.
Выбор запросов, некорректных с точки зрения русского языка.
Такими считают запросы такого типа, как «ремонт машина Тольятти», «ремонт покраска авто цена» и т.п. Включая эти наборы слов в семантическое ядро, есть риск навлечь на ресурс санкции за поисковый спам. Все слова в запросе должны быть согласованы между собой, так как мы говорим в обычной жизни: «цена на ремонт и покраску авто», «ремонт машины в Тольятти».
Игнорирование существующего ранжирования сайта по запросам.
Если сайт развивают и занимаются его оптимизацией, он имеет видимость в поисковых системах по ряду запросов. При изменении контента под новые поисковые фразы ресурс может потерять видимость по текущем, так как запросы, по которым он ранжируется, могут быть удалены из текстов и метатегов. В результате количество переходов на сайт резко сократится. Поэтому, начиная целенаправленное продвижение ресурса в поисковых системах и составляя семантическое ядро, такие поисковые фразы нельзя игнорировать.